Рязанская политическая интернет-газета
Темы недели:
А оно нам надо?



Вся эта бесконечная трескотня про модернизацию в окружающем информационном пространстве уже достигла такого накала, что совсем не обращать внимание на это, как на белый шум, уже решительно невозможно. Не могу молчать, "дайте уже, наконец, высказаться".

Для начала позвольте локализовать, ограничить тему. Я оставлю за скобками такие имеющие серьезные основания соображения, как: а) нынешняя российская власть на самом деле не хочет никакой модернизации, это все разводка, пудрение мозгов с целью отвлечь население и политически неравнодушную его часть от реальных проблем, б) эта власть не смогла бы ничего модернизировать даже если бы захотела, и наконец в) модернизация в том состоянии до которого дошло наше богоспасаемое отечество и в текущей мировой ситуации в принципе невозможна при любой власти. Но я буду рассуждать о сферической в вакууме модернизации, так, как если бы власть действительно хотела и даже могла бы ее провести.

Это очень большое, даже дерзкое и прямо-таки радужно-оптимистическое допущение. Однако, обсуждая любой проект надо для начала умозрительно довести его до логического конца. Так вот, я берусь утверждать, что даже в этом, самом лучшем случае (модернизация в принципе возможна, власть хочет и власть может) - все равно, модернизация в нынешних мировых и российских условиях — это мероприятие чреватое таким негативом, что лучше ее и не проводить.

Тут надо разобраться о какой вообще модернизации идет речь. Во-первых, речь идет в первую очередь о модернизации экономической. Что до модернизации социальной и политической, расширения прав и свобод, стимулирования возникновения  более сложной, тонкой и развитой общественной организации и социальных отношений, то очевидно, что власти она может быть нужна только в той мере, в какой она она не будет мешать или будет помогать модернизации экономической, прагматической. Повторю — это в самом лучшем случае, если представить, что в Кремле сидят намного лучшие по своим моральным и профессиональным качествам люди, чем о них думают. Объективно же рассуждая, социальная и политическая модернизация прямо противоречит интересам власти, поскольку в разы усложняет управление. Оно им не надо. Феодальная архаика, в которой роль бандитов 1990-х заняли точно такие же субъекты, только на госслужбе, им гораздо удобнее.

Итак, подытожим: первым делом им нужна (если вообще нужна) модернизированная экономика, а политика и гражданское общество — в лучшем случае каким-нибудь третьим или четвертым делом, да и то вряд ли. Таким образом речь идет об авторитарной модернизации сверху. Это в идеале.

Россия имеет опыт авторитарных модернизаций, как социалистической (при СССР), так и вроде бы капиталистической (Петр I). Хотя при Петре капитализм как таковой в мире только начинался, да и тогдашняя структура экономики России сильно напоминала нынешнюю, в которой государству принадлежит львиная доля,  промышленность прямо или косвенно контролировалась государством. Впрочем, тогда промышленность в России только начиналась, а у нас, похоже, она заканчивается. В любом случае та эпоха уже настолько далека от нас, мир так изменился, что проводить параллели между нынешней Россией и страной 300-летней давности смысла нет. Возникает вопрос: а есть ли в более близком прошлом в мире примеры успешных авторитарных и при это примерно капиталистических модернизаций?

Есть. Но их очень немного. В первую очередь, это страны Юго-Восточной Азии. В первую очередь "драконы", Япония, Южная Корея и подтянувшиеся к ним в последнее время "дракончики" помельче типа Малайзии. С известной натяжкой сюда же можно отнести и Китай.

Япония — это очень круто, сравнивать ее с ней Россию — это "высоковато брать". Лучше рассмотрим пример страны поскромнее, Южной Кореи.

Опять же, за скобки придется вынести все исторические, культурные, экономические, географические, климатические, территориальные и ментальные различия. Понятно, что русские никогда не смогут работать так много, дисциплинированно и за такие маленькие деньги, как азиаты. Но представим, что смогли бы. Или власть смогла бы их (нас) как-нибудь заставить. Какой ценой пришлось бы за это заплатить?

За тоннами южно-корейскими бытовой техники, экспортируемой во все страны мира, стоит неприглядная реальность потогонной республики, бизнес которой использовал собственных граждан как рабов, выжимая из этой супер-дешевой рабочей силы все что можно и нельзя. Южная Корея эпохи модернизации — это частые кровавые столкновения студентов и рабочих активистов с полицией. Это авторитарная власть, пользовавшаяся тем, что США стратегически необходима эта страна в качестве союзника и они закрывают глаза на репрессивную политику ее правителей. Это несколько президентов, в последствии отправившиеся в тюрьму за коррупцию. Это корпоративный ГУЛАГ.

Никакой принципиальной разницы между двумя Кореями нет. Разница лишь в форме и стиле. В Северной — френчи и кумачовые лозунги. В Южной — офисная или заводская униформа и реклама, "прочищающая мозги" и "зомбирующая" покруче любой "чучхе". На Севере — неправдоподобно идеальные иероглифы из тел военных на парадах. На Юге (как и в Японии) — такие же выдрессированные до полного автоматизма орды корпоративных трудолюбивых муравьев. И там и там предельная дисциплина, фрустрация, безумный, гипертрофированный трудоголизм, отчуждение ("самоотверженность"), садо-мазохистская репрессивность культуры. Чтобы Россия таким путем прорвалась в число развитых стран, производящих миллионы тонн чугуна, простите, миллионы тонн бытовой и прочей техники? Спасибо, не надо. Кому как, а мне такая модернизация даром не нужна.

Другое дело, что ни население России, ни ее власть для такой модернизацию не годятся. Страшно даже представить, какими бы эксцессами обернулась попытка власти и закрепленного за ней бизнеса загнать железной рукой наше богоспасаемое отчество в светлое капиталистическое завтра, где будет много эффективности, рентабельности, прибыльности, инноваций и всего такого прочего. Это в условиях реально существующего коррупционного декаданса  бюрократического аппарата, трещащего по швам от переизбытка дармоедов, делать которым нечего, а кушать очень хочется.

Так что мы лучше как-нибудь так. Без модернизаций этих всяких. Авось, кривая куда-нибудь и вывезет. А нет — ну так и Бог с ним.