Рязанская политическая интернет-газета
Темы недели:
Внесистемной оппозиции тоже нужна модернизация



После введения в обиход термина "большинство Медведева", оппозиция, в свою очередь, устроила дискуссию на тему, как ей самой завладеть пресловутым большинством. Нужно отметить, что справедливо популярной точкой зрения является тезис о том, что перемены осуществляет не большинство, а активное меньшинство. Но для этого необходимо как минимум молчаливое согласие большинства.

Когда говорится о большинстве оппозиции, не совсем понятно, о какой оппозиции идет речь. О системное ли или о внесистемной? Если о внесистемное, то о какой именно ее части?

Нужно понимать, что большинства в сегодняшней России нет ни у кого, в том числе и у власти. Если проанализировать данные социологических исследований, придем к выводу, что даже половины от общего числа жителей страны, обладающих избирательным правом, ни у "Единой России", ни персонально у кого-либо из тандема нет. Можно допустить, что они еще способны получить большинство на выборах, от числа голосов доверяющих избирательной системе и прибывающих на избирательные участки (и то вряд ли без применения незаконных технологий), но вот о поддержке действительно настоящего большинства говорить не приходится.

Большинство в России вообще ни с кем. Проблемой является то, что те, кто не с властью, разобщены. Часть с системной оппозицией, другие сами по себе, не верят никому и, даже являясь потенциально протестной массой, предпочитают жить в своем маленьком мирке, установив границу между собой и окружающей действительностью. У внесистемной оппозиции, нужно признать, на данный момент поддержка в обществе относительно слаба.

Перед внесистемной оппозицией для завоевания большинства стоят три задачи: отобрать критически мыслящих у системной оппозиции, мобилизовать пассивных противников власти и, наконец, не раздробить накопленное между собой, между разными внесистемными организациями и лидерами.

Чтобы перетянуть на свою сторону временно поддерживающих парламентскую оппозицию, нужно сделать одну сравнительно несложную вещь: окончательно подорвать доверие к избирательной системе - тогда весь системно-оппозиционный электорат автоматически переместится в сторону внесистемности. Для этого необходимо раз и навсегда отказаться от участия в "выборах", в первую очередь, региональных. Будь то выборы мэров, региональных законодательных органов или еще чего. Более того, проводить активные кампании по бойкоту этих выборов, убеждать людей, что от их прихода на избирательный участок и поданного за кого-либо голос действительно ничего не изменится, ни капли.

Попытки же выдвижения представителей внесистемной оппозиции только поддерживают в людях иллюзию пусть и мизерной, но все же возможности повлиять на ситуацию путем протестного голосования. Как размышляет человек: "Хорошо, не допустили кандидатов "Солидарности", но вот КПРФ (или "Яблоко", без разницы) все же вынуждены были зарегистрировать, проголосую тогда за них."

Попытки участия в избирательных кампаниях - одна из самых главных ошибок внесистемной оппозиции. Если же ставится целью спровоцировать конфликт, то региональные выборы слишком малы для этого, даже выборы в Госдуму не способны его спровоцировать. Исключение можно сделать, пожалуй, только для состязания за президентский пост.

Как мобилизовать пассивных противников власти? В первую очередь, не стоит тратить время и силы на критику режима - большинство и так не является его апологетом, а переубеждать электорат "Единой России" можно годами. Можно еще ходить к проходным заводов и по электричкам и говорить, что нужно сделать, как бы мы сделали, если бы были у власти, но это все даст слишком мало конкретных результатов. Поэтому необходим свой собственный созидательный проект. Этот проект должен быть основан на взваливании на себя какой-либо жизненноважной функции государства. Необходимым условием подобного проекта станет принцип участия в нем граждан. Возможных вариантов множество, понятно, что все сразу осилить невозможно. Поэтому по выбору первоочередного созидательного проекта можно устроить отдельную дискуссию.

Эдуард Лимонов, заявляя о намерении бороться за пост руководителя государства, определил свои четыре национальных проекта: строительство дешевого жилья, поднятие сельского хозяйства, национализация сырьевых отраслей и перенос столицы в Южную Сибирь. Эти инициативы, безусловно, способны найти позитивный отклик у людей самых разных социальных статусов, но осуществимы они, к сожалению, только в условиях обладания властью. Оппозиции же в данный момент требуется проект, к осуществлению которого можно приступить уже сегодня. Мы должны определить механизм, с помощью которого будем решать важные проблемы людей находясь пока еще в оппозиции. Только таким образом можно мобилизовать пассивную часть населения на участие в проекте.

Вот реализация 31 статьи Конституции и есть один из примеров "проекта". То есть мы делаем и призываем граждан делать то, что, считаем, должно быть. И мы не просто говорим, что вот должна быть свобода собраний и мы ее установим, когда придем к власти. Мы осуществляем право на нее несмотря ни на что уже сейчас.

Сплотить людей ради какого-то дела гораздо проще. Борьба за свободу собраний толкает к совместной координации действий политических и гражданских активистов. Рано или поздно появиться проект, ради которого "проснутся" и все остальные.

На одном проекте "31" останавливаться, конечно не стоит. Нужно много новых и разных.

И последнее. Большинство не объединяется просто против чего-то. Большинство может объединиться вокруг кого-то, кто идет против. Внесистемной оппозиции не стоит, конечно, сливаться в одну структуру - пусть каждый продолжает заниматься своим. Но важно находиться в постоянном контакте друг с другом и не допустить раскола своих аудиторий. В один же самый главный момент объединить их, создав действительное большинство, которое сметет все преграды.