Рязанская политическая интернет-газета
Темы недели:
Грядущие парламентские выборы – это расширенный вариант праймериз «Народного фронта»

В условиях недопуска до избирательных бюллетеней внесистемной оппозиции возникла дискуссия о возможных вариантах поведения 4 декабря. Популярностью пользуется призыв прийти на участки и проголосовать за любую партию, кроме «Единой России».

Главный аргумент сторонников такого подхода состоит в том, что необходимо разрушить монополию одной партии на власть. Пусть другие тоже далеки от идеала, но отдать голос за них стоит ради борьбы с монополией, рассуждают некоторые. То, что монополия ЕдРа – абсолютное зло, не позволяющее надеяться на любые политические и иные другие позитивные преобразования, бесспорно. Только вот способно ли голосование за любую другую из шести оставшихся зарегистрированных партий изменить статус-кво? И не принесет ли это голосование еще большего вреда?

Допустим, что агитация против «Единой России» оказалась эффективной и эта партия потеряла большинство в парламенте. Что изменится после этого? Мое убеждение: ни-че-го! В лучшем (и маловероятном) случае, получит распространение практика постоянных компромиссов, в худшем – часть системных оппозиционеров перейдет в лагерь ЕдРа.

У меня перед глазами пример Рязани. На выборах в гордуму три года назад «Единая Россия» с треском провалилась и не получила большинства мандатов. Что происходит дальше? Ровно половина (!) фракции КПРФ переходит во фракцию ЕдРа. Все, большинство обеспечено. Финита ля комедия. И пусть в Госдуме, в отличие от городской Думы, нельзя будет сделать это юридически, фактически так и произойдет, я уверен. Перечислить всех политиков из стана системной оппозиции, которые, выигрывая выборы мэров городов, через короткий промежуток времени вступали в «партию власти»?

В результате репутационные издержки понесут не только думские оппозиционеры, но и внесистемщики, призывавшие отдавать свои голоса. «Как же так, господа Навальный и Милов? Благодаря вам мы оказались в дураках», – скажут многие. И будут правы, к сожалению.

Россия – страна суперпрезидентская (или уже суперпремьерская?). Вариант голосования «кроме...» мог бы еще иметь право на существование во время выборов главы государства, но никак не в случае с декоративным парламентом. Изменить его никчемность могла бы только непримиримая оппозиция, но ее в бюллетенях не сыскать.

Что же делать? Не участвовать. По сути, сегодня парламентские выборы в России - это расширенный вариант праймериз «Народного фронта». Поэтому мне не близки переживания об утерянном голосе. Скажите, вы бы пошли на праймериз ЕдРа, если бы право на внутрипартийное голосование предоставили всем желающим? Стали бы выбирать между губернатором и секретарями партийных ячеек? Стали бы переживать, что ваш голос сфальсифицируют в пользу единоросса Икс против единоросса Игрек?

Как разрушить пресловутую монополию? Единственный выход – подрывать легитимность этих выборов. И для этой цели предложение Лимонова об исключении себя из списков избирателей подходит как нельзя лучше.

«Так поступят единицы», – говорят критики лидера «Другой России». Согласен, в декабре писать отказные заявления в избиркомы пойдут немногие. Но ведь эта инициатива – на долгую перспективу. На Триумфальную первый раз вышли тоже всего сто человек, и мало кто верил, что «31» станет главным символом сопротивления. На президентских выборах в марте будущего года требовать исключить себя из списков избирателей будет уже больше людей. Главное – правильный пример. Потом эту практику можно распространить на все региональные выборы (каждые полгода ведь проходят). И если по всей стране даже десятки и сотни тысяч людей будут отказываться от активного избирательного права в знак протеста против выборов без выбора – это будет мощный моральный удар.

При таком сценарии, когда сами выборы будут полностью скомпрометированы, вывести в день голосования на площади толпы митингующих уже не составит большого труда. Люди неглупые поймут: проще позволить кому-то баллотироваться, чем рисковать с многотысячными толпами на улице.