Рязанская политическая интернет-газета
Темы недели:
На ту же тему...
«Невский экспресс» - это теракт или что-то другое?

После небольшого периода стабильности и торжества «Плана Путина», который держался целиком на высоких ценах на нефть, Россия вошла в мрачное царство кризиса, гриппа и техногенных катастроф.

Газеты кричат заголовками, кто во что горазд: террор, страх, паника, националисты взорвали, вину на себя взяли ваххабиты и т.д. Масса подробностей и предположений. Не успели еще зажить на теле России раны от взрывов в Ульяновске, как случилась эта, новая беда. Будет ли им конец? Скорее всего, нет. Хотелось бы, чтобы моя статья не была в череде многих, я не собираюсь гнаться за сенсациями. Просто поразмышляю о том, что произошло, и о том, какие выводы стоит сделать.

Теракт?

Надеюсь, все читатели в курсе основных моментов в трагедии с «Невским экспрессом», чтобы лишний раз не повторяться.

Что говорит в пользу теракта? Конечно, заявление спецслужб, о том, что это теракт. Следом за ними версию о теракте повторили другие госструктуры и СМИ. Нам показали по телевидению перевернутый вагон, раскуроченные рельсы и воронку. Чуть позже в сети Интернет появилось заявление нацистской группы «Combat 18» (ingria), которая взяла на себя ответственность за теракт. Президент отреагировал немедленно и подписал поручение о предотвращении терактов на железной дороге, которое устанавливает жёсткие сроки их расследования. Так укрепилось представление о том, что это теракт.

Очень сложно спорить с официальной точкой зрения, которую подхватили тысячи СМИ. Информация подобно лавине накрывает нас и не дает свободно вздохнуть. Однако посмотрим, какие контраргументы есть у ситуации с «Невским Экспрессом».

Спецслужбы отрабатывают все версии и рассказывают СМИ, мягко говоря, не всегда правду, а скорее то, что им выгодно. Как бы не ужасно это звучало, но подобные происшествия выгодны людям в форме, т.к. это дает им работу. Нет взрывов - нет работы, нет бюджетов и т.д. Как показал этот случай, главное - это теракт, а кто устроил его и зачем, уже не так важно. Версия, что поезд подорвали националисты, не выдерживает никакой критики. Даже самому необразованному человеку ясно, что националисты не будут взрывать поезд с русскими людьми, да и мотив тут сложно придумать. Кроме того, многих журналистов насторожило, что упомянутая организация «Combat 18» (ingria) просто не существует. Сами лидеры известных националистических организаций заявили, что «Combat 18» не существует, и это провокация против всего движения.

Прошло несколько дней, и в сети появились расследования, касающиеся личности человека, который имел отношение к сайту, на котором появлялись скандальные признания в теракте. Блогеры и журналисты начали писать, что признание провокация. Но... Опять же в Интернете вдруг появляется новое признание, на этот раз одного из лидеров чеченских сепаратистов Доку Умарова, в котором он берет ответственность за взрыв на свою боевую группу. Новая лавина накрывает людей. На место наци теперь приходят бородатые суровые дядьки. Оспорить их заявление сложно (почему надо оспаривать - читайте ниже). И никого не волнует, что вот только день назад все уверенно писали и говорили, что взрыв - дело рук националистов! Теперь вместо бритых голов ленты новостей украшают камуфляж и смоляные бороды.

И не важно, что войны в Чечне нет, а боевики частично легализовались. Благодаря политике Рамзана Кадырова, они поняли, что выгоднее жить в мире. А остатки радикалов в Чечне, борющихся за независимость с Кадыровым, уже не представляют той угрозы, которая исходила от сепаратистов в 90-е годы.

Если не теракт, то что же произошло?

Страх закрывает глаза логике. Однако, не у всех. Несколько экспертов заявили, что это не теракт, а техногенная катастрофа, связанная с халатностью при проверке рельс или при их изготовлении. Подробно можно прочесть в Живом Журнале у юзера reytar, который сделал подробный разбор катастрофы. Сам блогер имеет десятилетний стаж работы на линейных предприятиях службы пути Донецкой железной дороги, где занимался и участвовал в устранении сходов электропоездов, грузовых поездов и моторных единиц подвижного состава.

Так же следует отметить мнение специалиста Федерального информационного центра «Аналитика и безопасность» Сергея Соколова, который заявил, что крушение «Невского экспресса» «больше похоже на техногенный случай, чем на взрыв». Подробнее мнение эксперта, можно почесть на сайте РСН.

В качестве самого важного в цепочке опровержений официальной версии произошедшего я бы выделил заявление Независимого Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ), который заявил, что некоторые фотоматериалы, видеоматериалы и даже аудиозапись речи машиниста с места крушения «Невского экспресса» были сфальсифицированы в пользу теракта.

Вот как выглядело место разлома рельсы ночью, эти кадры показали по телеканалу Russia Today
Вот как выглядело место разлома рельсы ночью, эти кадры показали по телеканалу Russia Today

А вот, что днём показали россиянам
А вот, что днём показали россиянам
 

Однако самое страшное не ложь, к ней мы уже привыкли. К 3 декабря стали известны результаты судебно-медицинской экспертизы тел погибших пассажиров «Невского экспресса». Эксперты полагают, что людей убил не взрыв (или лопнувший рельс), а оторвавшиеся от пола в результате схода состава с рельсов и разлетевшиеся по вагонам кресла, в которых сидели пассажиры. Кресла были мягкими и удобными, но, как оказалось, не достаточно прочными.

Кресла были сделаны для «Невского экспресса» в Германии. Примечательно, что в 2007 году, когда также был сход «Невского экспресса» с рельс, подобного с креслами не произошло. Тогда, кстати, поезд был укомплектован отечественными креслами.

Да и еще, как установила экспертиза, почти все пассажиры "Невского экспресса", получившие несовместимые с жизнью травмы, ехали в последнем вагоне поезда. Последний вагон располагался дальше всех остальных от эпицентра взрыва (или разрыва рельса). Подробнее об экспертизе читайте в газете «Коммерсант».

То есть, если бы не мягкие, но ненадежные кресла из пластика и алюминия, жертв было бы меньше, а возможно все бы остались в живых! В результате крушения поезда погибли 26 человек, более 90 получили ранения. В больницах в настоящее время остается 91 человек, восемь из них - в тяжелом состоянии.

Выводы

К сожалению, в России очень любят устраивать охоту на ведьм. Это не оттого, что русский народ такой злой, это скорее оттого, что правят русским народом в большинстве своем люди в погонах. А у них такая ментальность. И после трагедий чаще ищут виновных, или делают вид что ищут, наказывают, а затем еще превентивно наказывают возможных виновных, ужесточая законы. И этот подход не меняется уже много-много лет. Вот и сейчас «Единая Россия», партия Владимира Путина, устроила акции по России – «Найти и наказать!» Зазвучали призывы ввести смертную казнь. Кто изучает историю России, знает, чем заканчивается подобное.

По традиции, акцент в таких событиях всегда в сторону поиска виновных, а не в сторону улучшения ситуации. Вместо того, чтобы заявить, что впредь мы отказываемся от некачественных германских кресел, что будет произведена проверка всех рельс, особенно в участках, где поезда развивают высокие скорости, а также будут произведены испытания или, если уже были, то повторные испытания поездов и вагонов на прочность при торможении. Кроме того, конечно, необходимо выяснить, если причина все же в лопнувшем рельсе, то, возможно, необходимы иные технологии их производства или контроля за их состоянием.

Кстати, сход с рельс «Невского Экспресса» это не просто крушение поезда, это крушение мифа Дмитрия Медведева о модернизации страны.

Когда-то мы осваивали самые далекие и недоступные уголки планеты, Космос, готовились к полетам на Марс. А теперь не в состоянии обуздать даже не самую высокую скорость. В России нет скоростных поездов, «Невский экспресс» фактически единственный в своем роде, он на сегодняшний день развивает на отдельных участках скорость до 210-230 км/час. И наши технологии не в состоянии обеспечить безопасное передвижение поезда. Две аварии с мутными версиями о терактах за последние три года.

Не секрет, что российских технологий железнодорожного строительства нет, есть советские технологии. Они надежны, но не вечны, они устаревают. Кроме того, они не работают на столь высоких скоростях (металл не выдерживает, и надо учитывать наши сложные погодные условия с большими перепадами температур), таких скоростей в СССР не было. Мы в каком-то смысле до сих пор живем в прошлом, когда весь мир ушел вперед. Но ведь для России с ее расстояниями увеличение скорости для поездов жизненно необходимо. Вот о чем надо думать, искать предложения среди отечественных ученых и подсматривать опыт передовых в освоении скоростей стран.

А пока... Вице-президент РЖД Михаил Акулов заявил, что "Невский экспресс" будет ходить с более низкими скоростями (это, интересно, для того чтобы взрывать было легче или чтобы рельсы не лопались?).