Рязанская политическая интернет-газета
Темы недели:
Бог. Просто бог

«В начале было Слово» – первая строка Евангелия от Иоанна. Множество вариантов перевода и толкования дают разные уровни понимания смысла, – утверждает русская «Википедия». И вот, похоже, еще один. Самый новый.

Налицо программный текст, из которого прямо следует: «Слово» и «Фролов» – суть тождественные сущности. И это дает весомые основания утверждать, что существующий в Рязани тесный кружок последователей Фролова представляет собой секту Свидетелей Провидца Алексея. 

Параллелей слишком много, чтобы ими было можно пренебречь.

    Термин «тоталитарная секта» по определению известного сектоведа Александра  Дворкина «…применяется по отношению к организациям с жесткой структурой, имеющим обожествленного лидера или верхушку, применяющим методы по контролированию сознания своих членов и удерживанию их, жестко регламентируя все аспекты их жизни, использующим обманные методы при вербовке и имеющим целый ряд других характеристик…». Эти «характеристики» хорошо изложены в листовке, которая распространяется правительством ФРГ в немецких школах.

В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает; 

Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи; 

Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему; 

Трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить, ты должен пережить это – пойдем сейчас с нами в наш Центр»; 

У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает истину; 

Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные; 

Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты; 

Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его; 

Твоя группа – это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя. 

Ты должен немедленно стать членом группы. 

Листовка заканчивается предупреждением: «Если хотя бы один признак кажется тебе знакомым, будь осторожен!» Между тем, из десяти приведенных нами пунктов в вербовочных практиках Фролова и его приближенных присутствуют, как минимум, восемь. 

Наблюдение №1. Еще год назад Провидец Алексей провел дефиницию между «своими» и «чужими». Таким образом были очерчены круги адептов, кандидатов в адепты, представителей «тупого быдла» и «врагов Свободы Слова». Некоторые рязанские журналисты и медиадеятели даже не знают, что их «взяли на карандаш». Они чувствуют лишь пристальное внимание к себе. При этом едва ли не каждый из них может быть уверен: теперь его «личное дело» лежит в одной из четырех папочек. Реальных или виртуальных – без разницы. 

Наблюдение №2. В последние дни позорно проигранной ими избирательной кампании по выборам в Рязанскую областную Думу свидетели Провидца Алексея провели процедуру «огораживания»: из сферы их интернет-общения оказались вычищенными все «чужие» и «ненадежные». Тем же, кто оставлен, следует иметь в виду: вас считают перспективными идиотами. Я бы всерьез задумалась на этот счет. 

Наблюдение №3. При охмурении, проводимом Фроловым и его присными, применяются вполне сектантские методы, способы и приемы выделения человека из толпы, обоснования интереса к нему и перепрограммирования личности. Наиболее часто используется прием «Сейчас я открою вам скрытую правду!» При этом демонстрируемая картинка оказывается простой и черно-белой – без смысловых полутонов. Она отличается внутренней логикой, но насквозь фантастична, искривлена и соприкасается с действительностью лишь в отдельных точках – для вящего правдоподобия предлагаемого сюжета. 

Наблюдение №4. В манипуляционных формулах обязательно присутствуют местоимения «мы» и «они». Причем первое имеет определенно позитивную, а второе – сугубо негативную окраску. В словаре сектантов есть и иные слова-маркеры, помогающие делить окружение на «своих» и «врагов», поощряя одних и расчеловечивая других. 

Наблюдение №5: На личные качества лидера не падает даже тень сомнения: все, что делает Провидец Алексей, – заведомо правильно: «Фролов – рыцарь, мы должны ему помогать!» Если же в действиях Фролова наблюдаются признаки подлости, трусости и пьяного свинства, это не то, чем кажется: «А вы уверены, что правильно поняли, зачем и почему он так себя повел?» 

Наблюдение №6: Верхушка секты пока не требует от адептов отказа от личного имущества, но тема примата «высокого» над «низким» уже звучит: «Мы не можем платить вам гонорары, – вещает Провидец Алексей, – но, печатаясь в рязанской «Новой газете», вы меняете жизнь к лучшему и входите в наш круг!»

Наблюдение №7: Особенно важные установки даются, как правило, за столом – в процессе употребления спиртных напитков, – и сопровождаются комплиментами в адрес собутыльников. Алкогольное опьянение и лесть снижают порог критичности. Закрепление полученных установок происходит на трезвую голову, обычно одним или двумя днями позже. 

Наблюдение №8: В отношении «неверных адептов» применяется изгнание. Упоминания об «изгое» сопровождаются перечислением придуманных потерь, якобы понесенных изгнанным, и предостережениями, высказываемыми в адрес членов секты.   

Эти сектантские практики не уникальны и в какой-то мере свойственны всем группам несистемной оппозиции. Однако здесь, в Рязани, они «проявлены», возможно, наиболее ярко. Не в последнюю очередь благодаря особенностям личности Провидца Алексея, о которых мы с удовольствием поговорим чуть позже.   

Анна Маратова, г. Рязань.