Буду краток, 26.12.2024
Все в сад!, 19.12.2024
Дрожь и смятение, 15.12.2024
Время собирать камни, 13.12.2024
Без лоха жизнь плоха – 2, 07.12.2024
Без лоха жизнь плоха, 06.12.2024
Граждане бандиты, вы платите ленивым идиотам, 05.12.2024
Фальшивомонетчики, 28.11.2024
Товарищи ученые! Доценты с кандидатами!, 25.11.2024
Буду краток, 26.12.2024
Все в сад!, 19.12.2024
Дрожь и смятение, 15.12.2024
Время собирать камни, 13.12.2024
Без лоха жизнь плоха – 2, 07.12.2024
Без лоха жизнь плоха, 06.12.2024
Граждане бандиты, вы платите ленивым идиотам, 05.12.2024
Фальшивомонетчики, 28.11.2024
Товарищи ученые! Доценты с кандидатами!, 25.11.2024
Последняя неделя рязанской избирательной кампании в комментариях политолога.
Мы беседуем с Мариной Бахрушиной, профессионально занимающейся особенностями избирательных кампаний, идущих в регионах России. Объект ее наиболее пристального интереса – Рязанская область. И мой первый вопрос: почему?
– Вы находитесь близко к Москве, и здесь все как в России в целом: «ЕР» далеко впереди, три партии борются за «призовые места», остальные пытаются набрать 3%, чтобы получить государственное финансирование.
– Что вас занимает в эти дни?
– С огромным интересом наблюдаю, как партии и кандидаты, претендующие на роль соперников «Единой России», копают себе электоральные могилы. Не могу отделаться от впечатления, что у многих рязанских участников избирательной кампании попросту нет политтехнологов. Первые лица региональных отделений политических партий принимают решения сами: ошибаются, обижаются, истерят – и все это выплескивается в публичное поле.
– Есть примеры?
– Вот эпизод с пикетами «Справедливой России» у офиса ЛДПР. «Эсеры» поступили технологически правильно: прекратили пастись на маленькой протестной поляне и попробовали «взять свое» у жириновцев. Мероприятие было проведено из рук вон плохо: участники пикетов стояли насмерть, но не слишком хорошо знали, против чего протестуют. Однако реакция либерал-демократов была еще анекдотичнее.
Вступили в конфронтацию, начали хулиганить, толкаться и вырывать плакаты. Все это попало в прессу, и гораздо больше народу теперь знают, что против шиловского координатора ЛДПР возбуждено несколько уголовных дел по обвинению в воровстве денег у пенсионеров.
Кстати, та история еще не закончена. СМИ сообщают, что справедливороссы собирались отнести в полицию заявление по поводу воспрепятствования законному пикету. Думаю, состав там налицо.
– Как вы оцениваете понедельничный инцидент с рукописными баннерами, которые были развешаны на видных местах в Московском районе города Рязани?
– По гамбургскому счету это «двойка», причем с минусом. Операция затевалась в расчете на вирусное распространение информации о ней. Рассчитывали на примерно тот же эффект, который дало знаменитое шпаковское «Иди к сыну!» Но либо струсили, либо перемудрили. Поэтому «вирус» был начисто лишен возможностей саморепликации. Пришлось раскручивать тему своими силами, отлично зная, что в глазах общественного мнения интересантами разных «загадочных акций» всегда оказываются авторы их первых интерпретаций.
– Кто же взялся интерпретировать эту самодеятельность?
– Пачкаться пришлось Константину Смирнову. То есть «Яблоку» в целом, поскольку Константин Смирнов и рязанское «Яблоко» неотделимы друг от друга. Но уши ЛДПР все равно торчат.
В некоторых интернет-конференциях есть правило: если кто-либо из участников в пылу дискуссии теряет голову и заводит речь о половых предпочтениях своего оппонента, он немедленно объявляется проигравшим. В данном случае «Яблоко», давно имеющее устойчивую репутации gay-friendly, рискует потерять свою последнюю опору в лице сексуальных меньшинств. Поскольку генерирует риторику, считающуюся в этих кругах рискованной и даже опасной.
– Они что, окончательно разочаровались в своей способности показать на этих выборах более или менее достойный результат?
– Скорее менее, чем более. Я убеждаюсь, что шаги, ими предпринимаемые, лежат в контексте не этой, а какой-то будущей избирательной кампании – губернаторской или даже президентской. Связи рязанского «Яблока» с зарубежными центрами влияния хорошо известны. Как знать, не окажется ли, что их действия координируются откуда-нибудь из Праги, Женевы, Страсбурга или Стокгольма?
– Как тогда понимать внезапную активность партии «Родина», подхватившей за три дня до выборов «несистемную» заразу?
– Как глупость рязанских активистов. Попытка забрать у «ПАРНАСа» так называемых «грузоперевозчиков», которые в прошлом году митинговали против системы «Платон», могла закончиться только тем, чем она и закончилась – обидной пощечиной. Рязанских «родинцев» послали на три буквы, припомнив им неучастие в осенне-зимних протестах и обвинив в желании попиариться накануне выборов.
– Почему вы так ничего и не сказали о КПРФ?
– Мне почти нечего о них сказать. Федоткинцы так беззубо провели кампанию, что могут проиграть даже сильно скомпрометированной Шериным ЛДПР. От их электората безнаказанно «откусывают» все кому не лень: «Коммунисты России» во главе с харизматичным Максимом Сурайкиным; «Справедливая Россия», эксплуатирующая тему социальной справедливости; даже «Яблоко», небескорыстно рекламирующее тульский скандал, где тамошний коллега Владимира Федоткина был разоблачен собственной женой в предательстве коммунистических идеалов.
Что касается попыток Федоткина и компании вступить в заочную дискуссию с «Единой Россией», то они выглядят не более чем старческим брюзжанием: после Крыма в стране сформировалась новая реальность, слово «патриотизм» поменяло политическую принадлежность и это главное, чего не поняли постаревшие коммунистические вожди.
Беседовал Денис Пархоменко.