Рязанская политическая интернет-газета
Темы недели:
Телесериал "Время"



О том, что новости на Первом канале созданы для дебилов не говорил, наверное, только ленивый. Репортажи по поводу совершенно малозначительных фактов, душевно-проникновенные комментарии Кати Андреевой и вообще стиль подачи новостей, пригодный более для дома престарелых или психбольницы, давно стали фирменным стилем официальных СМИ.

Понятно, что выпуск новостей призван не только доносить собственно новости, но  и формировать общественное мнение. В специфических отечественных условиях лица, определяющие информационную политику, решили, видимо, что большинство населения относится к категории так называемых «простых обывателей», которым какое-либо критическое мышление чуждо, но информацию об окружающем мире получать всё же надо. Вполне возможно, так оно и есть, и новостные выпуски центральных телеканалов адекватны запросам населения. Точнее будет сказать той части населения, что сама к поиску информации усилия не прикладывает и загоняться критическим осмыслением полученных данных не желает (в силу объективных причин - отсутствие целостной картины мировосприятия вследствие плохого образования, или просто от усталости, и вообще, других проблем хватает).

Но сейчас не о качестве. Воздействовать на массовое сознание можно просто подбором фактов, можно подачей  фактов в необходимом свете, можно дезинформацией (обманом). Всё это безусловно, в выпусках новостей федеральных телеканалов (как и любых других, отечественных и иностранных) присутствует. Но вот как объяснить десять первых минут эфира телепрограммы «Время» 20.10.2009, посвящённых примирению К. Орбакайте с бывшим мужем? Это так сказать, финал, а ведь до этого данная тема в новостях обсуждалась не раз, да ещё и с комментариями известных политиков и общественных деятелей. Вам это не напоминает небольшой телесериал?

Если присмотреться получше, то история Орбакайте и её джигита лишь эпизод в череде подобных душещипательных трагедий с разделом ребёнка между матерью-россиянкой и каким-нибудь отцом-подлецом иностранного происхождения. Подобным историям федеральные СМИ уделяют внимания, как правило, больше, чем проблемам образования, науки, армии и экономики вместе взятым. Причём подробности семейных разборок обсуждаются не один раз на протяжении по крайней мере нескольких недель, пока население РФ на выучит имена и фамилии бывших супругов, имена и фамилии адвокатов, географические названия и семейное законодательство Франции или США.

Таким образом, мы имеем цепочку историй о бедных женщинах, пытающихся отстоять право воспитывать ребёнка. Пропагандистский эффект подобных историй сомнителен. Представители власти занимают по данным вопросам вяло осуждающую позицию, телевизионный диктор негодует в бессилии, невозможность государства защитить права граждан налицо.

Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Череда сюжетов о матерях, у которых мужья пытаются отнять детей не мини-сериалы в рамках программы «Время», а, так сказать, женская линия в мыльной опере под названием «Российские новости». Вот признаки, роднящие наши новости с телесериалами: наличие главных героев, присутствующих в каждой серии (ВВП и Диман); наличие антигероев, неприятных даже внешне, постоянно строящих козни (Ющенко, Тимошенко, Саакашвили), козни не удаются, но подлецы попыток не оставляют, даже если антигерои значительных действий не предпринимают, их всё равно показывают, чтобы не забывались, «зло вообще» тоже подразумевается (Америка, НАТО, кризис), но это фон, с которым герои ничего поделать не могут, но ведут себя достойно; проблемы, возникающие перед героями решаются если не в течении одной серии, то, по крайней мере, в ближайших благодаря личным качествам героев (нефтепровод возле Байкала, Пикалёво, Пятидневная война); есть второстепенные герои, например недалёкий и брутальный Рамзан (рубаха-парень, настоящий друг), благородные индейцы (президенты Абхазии и ЮО).

А вот с кандидатами на женскую роль не повезло. Ну не из первой же леди страны страдалицу делать (а в сериалах роль положительной героини всегда страдательная), и не про Набиуллину же с Матвиенко рассказывать. А у злыдней, как мы знаем, своя баба есть, наглая и молодящаяся, постоянно у положительных героев наследство (газ и нефть) уворовать пытается. Вот и приходится как то дисбаланс устранять. И бесконечные истории о матерях и отнятых детях тук как нельзя кстати, сюжет, так сказать, оживляют. Женщины эти не из народа, ну или не совсем из народа – за кавказцев и иностранцев замуж повыскакивали, теперь расхлёбывают. Их и пожалеть и покритиковать можно, как кому нравится.

И не надо новости на первом за идиотскую подборку сюжетов ругать. Нормальный себе сериальчик, в духе жанра, не лучше и не хуже, даже оригинальный, народу нравится. И вообще, все мыльные оперы хорошо кончаются.