На заседании комитета по бюджету и налогам Рязанской областной Думы 23 января депутаты обсудили проект постановления «Об образовании Контрольно-счетной палаты Рязанской области». В соответствии с решением комитета, вынесенным на заседание регионального парламента, структура и штатная численность нового государственного органа должны быть представлены председателем Контрольно-счетной палаты в срок до 8 февраля.
На заседании также были рассмотрены кандидатуры на должность председателя, заместителя председателя, аудиторов Контрольно-счетной палаты Рязанской области. Кандидатуры, в соответствии с региональным законом «О Контрольно-счетной палате», были внесены губернатором области, председателем и депутатами областной Думы.
Члены комитета решили поддержать предложенную Олегом Ковалёвым на пост председателя контрольно-счетной палаты кандидатуру Сергея Смирнова, ранее возглавлявшего региональное управление Федеральной налоговой службы.
– Я не предполагаю совершать революций в управлении ведомством. Работу Контрольно-счетной палаты я буду строить в строгом соответствии с законодательством, требуя от подчиненных профессионализма, ответственности и результатов, – заявил Смирнов.
На должность заместителя председателя государственного органа контроля была поддержана кандидатура Елены Федосовой.
Решение комитета направлено в комитет по регламенту, мандатным вопросам и депутатской этике Рязанской областной Думы. Окончательное решение будет принято на ближайшем заседании областной Думы.
Чем будет в дальнейшем заниматься нынешней председатель Счетной палаты области Николай Никанорович Макариков,
Как рассказал «НИ» замдиректора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин, в России по-прежнему высок уровень недоверия к выборам, хотя можно отметить некий положительный тренд снижения подозрительности. «Увеличилось количество людей, которые говорят, что выборы будут иметь положительное влияние на жизнь страны. Но уровень скептицизма остается очень и очень велик,– отметил ученый.– Что касается наблюдателей, в том числе международных, то уже сейчас можно предположить, что большинство населения относится к их присутствию скорее позитивно, чем негативно».
В свете неизбежных нарушений в ходе избирательной кампании очень многие ждут от наблюдателей чуть ли не чуда. Они должны и проследить за подготовкой выборов, и предотвратить фальсификации, и обеспечить подведение объективных итогов. Однако на самом деле их функции и возможности ограниченны. Достаточно вспомнить реакцию председателя Центризбиркома Владимира Чурова на высказывания зарубежных наблюдателей о недопустимости полного сходства социальной рекламы и агитационных материалов одной из партий. Даже не встретившись с представителями миссии ПАСЕ, он обратился в Генпрокуратуру и МИД с жалобой на нарушения иностранцами российского законодательства.
Что касается количества «надзирателей», то в Центризбиркоме «НИ» сообщили, что «точных данных о количестве зарубежных наблюдателей пока нет». Тем не менее, по словам главы миссии по наблюдению за выборами от Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Хайди Тальявини, следить за выборами приедут 350 человек. Представителей БДИПЧ будет 200: 40 долгосрочных наблюдателей уже мониторят ситуацию в разных регионах России, 160 приедут 30 ноября. Еще 150 человек будут наблюдать за проведением выборов от парламентских ассамблей Совета Европы и ОБСЕ. Иностранцы заявляют, что они будут контролировать ситуацию «от Владивостока и Хабаровска до Калининграда и Краснодара». Следить за выборами будут и наши соседи из СНГ, а также около полумиллиона российских наблюдателей. По законодательству наблюдателями могут быть только представители партий или сотрудники СМИ.
Лидер «Яблока» Сергей Митрохин рассказал «НИ», что набор наблюдателей сейчас идет без перерыва, поэтому трудно сказать, сколько всего человек будут следить за выборами от партий. Искать нарушения будут сообща, на основе межпартийных объединений. «В Москве такое соглашение подписано, в других регионах тоже идет работа,– сообщил политик.– Мы будем кооперироваться со всеми, кроме «Единой России». Г-н Митрохин отметил, что приоритетных регионов для партий нет, наблюдателей будут выставлять везде, где возможно. По его словам, надеяться на международных наблюдателей нельзя: «Кроме моральной поддержки, они ничего не могут сделать. По опыту прошлых выборов, международные наблюдатели не оказывают никакого влияния. 350 человек – это ничто. Осуществлять контроль можно только своими силами».
Представитель белгородской организации «Гражданское собрание» Наталья Петриченко сообщила «НИ», что все без исключения партии, участвующие в выборах, подписали региональное соглашение. Они представят своих наблюдателей, которые будут следить за честностью и открытостью выборов. Кроме того, «Гражданское собрание» набирает людей для мониторинга избирательного процесса. «Мы можем оплатить работу людей в качестве наблюдателей, и люди с удовольствием идут, даже сами звонят, потому что мы дали объявление в газете, – рассказала г-жа Петриченко. – Мы идем как представители СМИ, потому что для общественных организаций еще нет таких возможностей, к сожалению. То есть мы не имеем права вмешиваться в работу комиссий, даже если что-то заметим. Но можем сообщить о нарушениях нашему руководителю, и он уже свяжется с облизбиркомом».
Однако некоторые эксперты полагают, что надеяться только на свои силы абсолютно неправильно. «Важно, чтобы в конкретных регионах находились международные наблюдатели, потому что в этом случае можно, по крайней мере, связываться с ними и приглашать их на те участки, где ситуация складывается наиболее острой, – заявила «НИ» исполнительный директор ассоциации защиты прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова. – Для нас международная помощь сегодня – основной источник хотя бы какой-то реакции на то, что происходит. Потому что больше в России не существует никаких структур, куда бы наблюдатель мог обратиться и надеяться на реакцию. У нас ведь ни суды, ни прокуратура, ни тем более избирательные комиссии никак не реагируют на то, что происходят нарушения в период голосования и подсчета голосов».
Однако, признает правозащитница, международных наблюдателей слишком мало. Они присутствуют, как правило, в очень крупных областных центрах. Если говорить, например, об ОБСЕ, то они закрывают не более 20 регионов. «Естественно, наблюдателей не будет в селах и отдаленных районах, где тоже много нарушений. Все 96 тыс. избирательных участков в России закрыть наблюдателями просто невозможно. Но даже в этой небольшой выборке иностранцы получают почти объективную картину, потому что нарушения сейчас идут повсеместно», – считает Лилия Шибанова.
У руководителя направления подготовки наблюдателей ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Михаила Полянского на этот счет иной взгляд. «Реальной помощи от международных наблюдателей немного. О том, что они видят, они не могут заявить от себя лично, пока не сделают общее заключение по результатам выборов. А проект заключения, к сожалению, иногда готов уже заранее. Еще не присылали ни краткосрочников, ни долгосрочников, а они уже какие-то негативные аспекты отмечают в проекте этого заключения, – поделился с «НИ» г-н Полянский. – Мне приходилось выступать по этому вопросу в БДИПЧ ОБСЕ в Вене, мы спрашивали, почему такая несправедливость именно к странам Восточной Европы, в том числе постсоветского пространства? И нам объяснили, что существует граница – Вена. А все, что восточнее Вены, там демократию еще надо контролировать».
Действительно, функции и методы работы на выборах у заграничных и российских наблюдателей сильно отличаются. Первые оценивают картину в целом – смотрят, соблюдены ли международные нормы и стандарты, нет ли вопиющих нарушений. А наши, наоборот, в борьбе за каждый конкретный голос обращают внимание на самые разные мелочи. Отличие их еще и в том, что российские наблюдатели официально работают только в момент выборов (начиная с досрочного голосования). То есть представители партий могут контролировать ситуацию с момента открытия избирательных участков до установления итогового результата выборов. Но и здесь не все так просто.
«Сейчас партии представляют своих членов избирательных комиссий как с правом решающего голоса, так с правом совещательного. Они выполняют роль наблюдателей, но им предоставлены неравные возможности. В первую очередь по нормам представительства. Если в участковой избирательной комиссии, например, семь человек, 50% должны составлять партии, то есть это больше чем три человека. А у нас партий, только тех, что входят в Думу, – четыре. А плюс еще 50% – представители администрации, и эта цифра делится пополам. Там половина общественников, половина – из административных органов. То есть явно в эту комиссию не войдут все желаемые партиями представители. И встает вопрос, почему эти есть, а тех нет?» – рассказал Михаил Полянский. За ситуацией на выборах следит и множество общественных организаций, они как раз проводят мониторинг ситуации до самого дня голосования, взаимодействуя с заграничными коллегами.
По мнению Лилии Шибановой, оценка международных наблюдателей в большей степени влияет на общественное мнение западных стран. Она имеет значение и для общественно и политически активной части российского общества. А вот дальше – тишина. «Что касается влияния на дальнейшие решения нашего руководства, то здесь есть сомнения, что на их решения может повлиять оценка ОБСЕ», – признает Лилия Шибанова.
Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева согласна: изменить картину выборов никакие наблюдатели не могут. Но оценить честность процесса и подсчета голосов, несомненно, должны. «Конечно, три сотни иностранных наблюдателей – это мало на нашу страну, и очень жаль, что такое число, которое они сами хотят, у нас не допускается. У нас и общество в лице общественных организаций, по нашему закону, не допускается к наблюдению за выборами. И соответственно это уже ненастоящий общественный контроль», – заявила «НИ» правозащитница. По ее мнению, к контролю за выборами должны допускаться все желающие отечественные наблюдатели. Поскольку они лучше понимают российские политические реалии, чем их иностранные коллеги. «Это ни в коем случае не отменяет возможностей зарубежных наблюдателей. Внимание они привлечь могут, но выборы, конечно, будут идти так, как они идут», – полагает г-жа Алексеева.
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов грозит вывести членов своей партии на улицу после декабрьских выборов в Госдуму, если итоги голосования на выборах будут существенным образом отличаться от данных опросов на выходе с избирательных участков (exit poll). «Опыт показывает, что данные exit poll отличаются максимум на 2% от реальных цифр. Если будут расхождения между данными exit poll и реальными, мы готовы вывести людей на улицу», – заявил на днях Миронов. Однако не расходятся ли с действительностью слова самого Миронова о готовности «Справедливой России» к уличным акциям протеста?
Люди откликаются на призыв политика выйти на акцию протеста только в том случае, если они доверяют этому политику. Однако уровень доверия Сергею Миронову и Николаю Левичеву в «Справедливой России» с приближением к выборам скатился до минимального уровня. В этом году массовый исход рядовых членов партии из «Справедливой России» стал обыденным явлением. Еще летом партию начали покидать ответственные политики и наиболее дальновидные спонсоры. Люди бегут от Миронова, а не за ним, сообщает «Общая газета».
Сегодня из «Справедливой России» вновь уходят целыми региональными отделениями. Так, например, по сообщениям нижегородских СМИ, из местного отделения «Справедливой России» собираются выйти 47 депутатов. Они не согласны с последними решениями президиума центрального совета партии «Справедливая Россия» и категорически воспротивились появлению в партийном списке от региона абсолютно неизвестных людей.
В Белгородской области вслед за Вейделевским и Волоконовским районными отделениями «Справедливой России» о самороспуске объявило отделение Красненского района. Кроме того, ряды эсеров покинули сто жителей Алексеевского района Белгородской области. В Рязанской и Ленинградской областях ряды эсеров покинули известные в своих регионах политики, обладающие серьезным авторитетом у избирателей. Так, в Рязанской области глава Кадомского района Василий Щевьев вместе со своей командой вышел из «Справедливой России» также в знак протеста против решения Сергея Миронова о включении чужих людей в партийный список кандидатов в депутаты Госдумы.
Процессы распада зашли в «Справедливой России» настолько далеко, что партии не хватает средств на проведение предвыборной кампании даже в Москве, где, судя по всему, и собирается проводить акции протеста против итогов выборов в Госдуму Сергей Миронов. По словам одного из членов партии, раньше, когда Миронов был спикером Совета Федерации, деньги от спонсоров на обеспечение деятельности московского отделения партии шли «под него». Лишившись высокого поста в Совете Федерации, Сергей Миронов потерял и всех спонсоров, финансировавших партию в столице.
Итак, доверие к Сергею Миронову со стороны многих членов и сторонников «Справедливой России» потеряно. В столичном отделении партии отсутствуют деньги не только на оплату участников партийных митингов и пикетов, но даже на проведение предвыборной кампании партии. Поэтому не стоит удивляться тому, что, пригрозив выводом людей на московские улицы, лидер «Справедливой России» сразу же оговорился, что партии, скорее всего, не придется прибегать к этому крайнему решению. Сергей Миронов прекрасно понимает, что «Справедливая Россия» в ее нынешнем состоянии на проведение сколько-нибудь массовых уличных акций протеста в принципе не способна.
В это 7-е ноября выяснилось, что городские власти, которые после выхода Рязани из «красного пояса» в 2004 году открыто не демонстрируют симпатии к «левым», по-прежнему снисходительны к своим предшественникам. Вот ведь: даже местный Гайд-парк в Луковском лесу прикрыли для так называемого «Русского марша». А ведь там, за стоянкой маршруток, ни одного пешехода-то в такой день не встретишь, митингуй – не хочу! А перекрыть центр города на пару часов в разгар дня в честь столь же сомнительного праздника – всегда пожалуйста!
Те же далекие от политики мирные граждане, которые пытались общественным транспортом добраться куда-либо с полудня и до двух часов, сполна ощутили на себе смысл поговорки «Понедельник – день тяжелый». А узнав, что причиной транспортного коллапса стали не пресловутые пробки, аварии или вечные дорожные работы, а то, что, оказывается, «коммунисты идут», искренне пожелали им идти куда угодно: хоть в Думу, хоть в дупу (что по-польски означает «ж*па»), но только не по центру города.
Пенсионеры, маргиналы и партийные боссы тем временем все же шли по проторенному пути. Подтверждая слова песни из советского фильма «Айболит-66»: «Нормальные герои всегда идут в обход». Наши герои пошли напрямую – с площади Победы до площади Ленина. Что в символическом смысле совершенно ненормально. Получается, что от победы они возвращаются к первоисточнику. Хотя этот самый первоисточник, а именно его изваяние, словно для тупых, показывает им путь в обратную сторону. С площади Ленина до площади Победы.
Поводом для этого послужил инцидент, происшедший в четверг, 13 октября, когда на очередное заседание Рязанской городской Думы не были допущены представители ряда СМИ и жители областного центра.
Парадокс ситуации заключается в том, что, по регламенту Рязанской городской Думы, ее заседания может посетить любой житель областного центра. Депутатам, когда утверждали регламент, и в голову не могло прийти, что рязанцы периодически будут изъявлять желание посетить заседание представительного органа городской власти. А некоторые из них, как, например, лидер «Другой России» Сергей Ежов, могут подобное желание и возбудить. И всем попросту плевать, что малый зал, где традиционно проходят заседания гордумы, совершенно не приспособлен для одновременного размещения человек, скажем, двухсот-трехсот. Конечно, о том, чтобы ходить в Думу как в зоопарк, посмотреть на народных избранников, не может быть и речи. Мало того, что не очень интересно, так еще и физически невозможно. Но по регламенту можно – значит, пропускай.
Любопытно, почему никому из городских депутатов не пришла в голову светлая мысль – внести поправку в регламент и четко расписать, кто и в каком количестве может посещать заседания. Вот и случаются периодически казусы наподобие четвергового. И люди смеются, и батька гневается.
– Кажется, что нужно? Ну сделайте вы нормальный регламент, сделайте нормальную аккредитацию для СМИ и т. д. Доведите до общества и строго выполняйте, – предложил губернатор. – Ни шага влево, ни шага вправо. И ничего в обществе обсуждаться не будет. Вот Федору Ивановичу надо бы обратить больше на это внимания, потому что порой он лезет в не свойственные его должности вопросы, которыми должна заниматься администрация города, и не занимается тем, чем должен заниматься. И в этом плане я думаю, что и депутатам надо бы подумать. Вот возбуждаем общество, как будто проблем у нас больше нет.