Рязанская политическая интернет-газета
Темы недели:
Дорогу маленьким партиям



Состоявшиеся в марте региональные выборы, а также грядущие выборы в Государственную Думу заставляют экспертов усомниться в адекватности существующей партийной системы. Прежде всего, это касается численности официально зарегистрированных политических партий. Очевидно, что семь легально существующих и имеющих право участвовать в выборах партий не отражают всего идеологического многообразия. Это, кстати, наряду с неверием в честность самой процедуры выборов, является причиной низкой электоральной активности населения.

Но не стоит думать, будто так мало желающих претендовать на распределение мандатов в Госдуме и региональных парламентах. Наоборот, многие организации искусственно отсекаются и выводятся за рамки легального поля. В основном страдают относительно маленькие политические организации и те движения, которые не прошли фейс-контроль в администрации президента. Для субъектов современного политического процесса давно не секрет, что для официальной регистрации или сохранения регистрации партии необходимо получить негласное одобрение исполнительной власти.

Настоящей статьей я ставлю целью определить, каких именно изменений требует Федеральный закон «О политических партиях». Я не питаю иллюзий относительно того, что эти изменения способна произвести действующая власть – это, к тому же, не в ее интересах. Но обществу важно понимать, за что следует бороться.

Согласно закону, в настоящий момент в политической партии должно состоять не менее сорока пяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот пятидесяти членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот членов политической партии.

Очевидно, что требование иметь столь высокую численность партии в сорок с половиной тысяч человек сделано специально, чтобы исключить формирование партии «снизу», истинно народной партии, если так можно выразиться. Ведь создать столь громадную даже для России структуру возможно только имея административный ресурс или существуя уже долгие годы. Получается, что при сохранении существующей системы, зарегистрировать партию практически нереально, если это, конечно, не делается «сверху».

Кажется разумным вернуться к требованиям при регистрации политических партий, существовавшим в России несколько лет назад, до периода укрепления пресловутой «вертикали власти». До 2004 года минимальная численность партии по закону должна была составлять 10 тысяч человек. Затем с целью укрепить партийную систему страны, поставив преграду на пути создания маленьких партий, требования ужесточили.

Чем же не угодили действующей власти маленькие партии? И кто-нибудь может внятно объяснить, что в них плохого?

Я считаю, что маленькие партии – наоборот, благо для демократической страны. Ведь нельзя же на полном серьезе утверждать, что семь существующих партий удовлетворяют потребностям и политическим взглядам всех российских избирателей. Пусть какая-то маленькая партия будет иметь какой-нибудь один процент сторонников, зато интересы этого одного процента будут учтены, эта партия будет представлять его интересы.

Возможность для меньшинства выражать свою позицию как раз и является одной из главнейших характеристик настоящей демократии. А полноценно представлять интересы меньшинства могут только официально зарегистрированные политические партии. В этой связи всем «несогласным», которые сегодня именуются «внесистемной оппозицией», следует в первую очередь добиваться снижения минимальной численности партий. Нужно и еще много чего добиваться, но об этом поговорим в следующий раз.