Рязанская политическая интернет-газета
Темы недели:
На пути к многопартийности



В статье «Дорогу маленьким партиям» я начал анализ Федерального закона «О политическиих партиях» с целью определить, каких изменений он требует. Необходимость изменений обуславливается недостаточной представленностью политических предпочтений российских граждан. Очевидно, что семь официально зарегистрированных политических партий не способны охватить всего идеологического разнообразия.

Существующая ситуация опасна еще и тем, что складывается монополия власти. Действующее избирательное законодательство практически не оставляет шансов получить политическое представительство тем слоям российского общества, кого не удовлетворяют «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Патриоты России», «Правое дело» и «Яблоко». И именно такие неудовлетворенные граждане либо не принимают участие в голосовании, либо сознательно портят бюллетень, не найдя в нем даже графы «Против всех».

Итак, в прошлый раз я остановился на том, что необходимо снизить явно завешенные требования минимальной численности политических партий. Теперь продолжим разбор недостатков закона.

Например, вызывает вопросы следующее положение: «Учредительный съезд политической партии считается правомочным в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов Российской Федерации и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации. Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Российской Федерации должен быть представлен не менее чем тремя делегатами.»

Конечно, необходимость присутствия делегатов от более половины субъектов кажется разумным. Но вот почему непременно не менее трех делегатов от каждого? Каждый, кто принимал участие в организации каких-либо общероссийских конференций, знает, что львиная доля финансовых расходов приходится на оплату проезда делегатов. И если проезд из Рязани в Москву, например, относительно дешев, то стоимость билетов из дальних регионов России в столицу доходит порой до нескольких десятков тысяч рублей. Получается, что действующее требование по числу делегатов может потенциально лишить возможности провести съезд стесненную в денежных средствах организацию. Не все же ведь должны поддерживаться олигархами и Кремлем. Законодательство должны максимально упрощать процедуру создания партии «снизу», а, значит, разумно было бы ограничиться одним делегатом из субъекта РФ. Тем более, главная функция делегатов на учредительных конференциях объективно сводится к синхронному поднятию рук.

Но все вышеописанное, так сказать, мелочи. В целом закон «О политических партиях» относительно справедлив, как и многие другие законы в нашей стране. Куда важнее правоприменительная практика. Как получилось так, что создать и официально зарегистрировать партию без получения одобрения «сверху» стало невозможным? Все дело в том, что уполномоченный орган вправе отказать в регистрации. Конечно, согласно закону, основания для вынесения такого решения должны быть обоснованными. Но, как известно, было бы желание, а повод найдется.  Поэтому в следующей статье мы разберем примеры отказов в регистрации по надуманным причинам и попытаемся понять, как этого можно избежать.

Важность многопартийности сложно переоценить. К сожалению, в последние годы Россия движется по пути монополизации политического пространства, повторяя ошибки прошлого. А значит, мы должны либо сломить этот тренд, либо ожидать нового краха государства.