Рязанская политическая интернет-газета
Темы недели:
Менять систему, а не людей



После региональных "выборов" 11 октября общественность с удвоенной ожесточенностью заговорила о проблеме фальсификаций и монополии "Единой России", достигаемой незаконными методами. Слышатся призывы к отставке главы ЦИК Чурова. И даже к совести членов партии власти призывают. Складывается впечатление, что, будь наши премьер и президент настоящими демократами, а работники избирательных комиссий честными людьми - все было бы распрекрасно. Но без внимания остается проблема самой системы организации выборов, которая главным образом и виновата в творящемся беспределе.

Я оставлю в стороне обсуждение всех изменений избирательного законодательства последних лет: отмену порога явки, графы "против всех", выборов по одномандатным округам, выборов губернаторов и так далее. Хотя, безусловно, все эти изменения ущемляют права граждан избирать и быть избранными, но в настоящей статье ставится целью определить, каким образом обеспечить отсутствие злоупотреблений при действующих механизмах формирования законодательной и исполнительной ветвей власти.

Рассмотрим, на какой основе формируется ЦИК России.

Cостав Центральной избирательной комиссии Российской Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

Всего в составе ЦИК работает 15 членов, наделенных правом решающего голоса. Пять членов назначаются Президентом Российской Федерации, пять - Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных депутатскими объединениями в Государственной Думе, оставшиеся пять - Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Председатель ЦИК избирается членами комиссии из своего состава.

Вам не кажется по меньшей мере странным, что структура, организующая проведение выборов и, по идее, призванная быть независимой от органов государственной власти, этими самыми органами власти и формируется?

Где гарантия, что представители власти, комплектующие ЦИК своими людьми, не захотят с помощью них незаконными методами сохранить свой статус? Можно гарантировать совсем обратное. То есть сам принцип формирования ЦИК практически не оставляет шансов на легальную смену власти.

Мне видится, что прежде чем принимать участие в выборах, оппозиции (и, в первую очередь, внесистемной) следует добиться изменения способа формирования комиссии. Особенно это актуально в преддверии выборов президента в 2012 году.

Какой альтернативный принцип формирования ЦИК можно предложить?

Во-первых, следует исключить назначение членов ЦИК органами государственной власти. Во-вторых, обеспечить преобладание представителей максимально незаинтересованных в исходе выборов организаций.

Вот мой альтернативный вариант формирования ЦИК: на 1/3 комиссия формируется из числа представителей всех зарегистрированных политических партий, на 1/3 - представителями палаты адвокатов, на 1/3 - представителями правозащитных организаций (механизм определения последних можно проработать отдельно).

Я не претендую на безальтернативность моего варианта. Поэтому буду рад, если по этому вопросу в обществе возникнет дискуссия. Но одно очевидно - оставлять все как есть дальше уже невозможно.